Exercitation ullamco laboris nis aliquip sed conseqrure dolorn repreh deris ptate velit ecepteur duis.
В.П. ОРЛОВ
Геологическое изучение недр: инерция или модернизация?
Уважаемые делегаты и гости Съезда!
Ситуация в отечественной геологии подошла к такому рубежу, когда необходимо делать принципиальный выбор:
либо мы по инерции продолжаем следовать сложившемуся тренду, успокаивая себя и власть приростами запасов нефти, газа и золота, получаемыми в последние годы уже независимо от физических объёмов геологоразведочных работ, а за счёт переоценки и доизучения старых месторождений,
либо пересмотрим минерально-сырьевую политику и выстроим дорожную карту действий, я бы сказал более революционного или, как принято сегодня говорить, – инновационного характера и содержания.
Не вдаваясь в подробный анализ состояния минерально-сырьевой базы (МСБ) и геологии, что уже сделано предыдущими докладчиками, коротко остановлюсь на некоторых фактах и показателях, которые в какой-то мере конкретизируют часть озвученных проблем.
1. Темпы воспроизводства МСБ в России ниже мировых. За последние 20 лет это привело к снижению доли нашей страны в мировых запасах газа (с 34% до 25%), запасах нефти (с 14-15% до 7-9%), а также по большинству других важнейших полезных ископаемых.
2. Объёмы поискового и разведочного бурения на нефть и газ за последние 20 лет ненамного превышают 1 млн. метров в год, что в 2,5-3 раза ниже расчётной потребности и объёмов, предусмотренных выданными лицензиями.
3. Темпы обновления геологической информации путём государственного геологического картирования в 5-7 раз ниже научно обоснованных темпов её прироста. Для территории в 17 млн. кв. км. Геологического картирования в масштабе 1:200 000 (ГДП-200) ежегодно нужно выполнять на площади не 70-80, а 350-400 тысяч кв. км.
4. Доля федерального бюджета в геологическом изучении недр составляет 11%. На долю региональных бюджетов приходится 1%. Остальные 89% средств вкладывает бизнес. Однако из внебюджетных средств 95% направляются на нефть, газ, золото и алмазы, и только 5% на все остальные около 40 видов полезных ископаемых. Такую структуру затрат определил рынок. Надо понимать, что опасность заключается не только в отсутствии нормального воспроизводства МСБ по этим 40 видам сырья, но и в потере геологов-профессионалов, то есть поисковиков и разведчиков, специализирующихся на конкретных видах руд. Геология угля, геология цветных металлов, редких металлов или железных руд – профессионально это совершенно разные направления, специализация по которым требует как минимум 5-10-летней практики.
5. В предыдущие годы ликвидированы отраслевые научные институты и КБ, отвечающие за техническое и технологическое развитие отрасли, практически исчезла отраслевая экономическая наука.
6. Создались серьёзные и даже угрожающие проблемы в сфере восполнения кадрами государственного сектора отрасли. Возрастной разрыв между старшим и новым поколениями составляет 20 и более лет. Из числа работающих в отрасли учёных более 50% кандидатов наук и более 76% докторов наук старше 60-летнего возраста.
7. У отрасли, кроме услуг, отсутствует рыночная продукция.
Права на пользование подготовленными перспективными участками недр и на пользование открытыми месторождениями не являются предметами самостоятельного рыночного оборота, что лишает отрасль основной её продукции – геологических открытий. В итоге основной экономический эффект от открытия месторождения через сферу услуг поглощается заказчиком, т.е. добывающими компаниями, а рынок геологических открытий подменятся рынком акций добывающих компаний или их дочерних предприятий. Это является одной из главных причин отсутствия в России юниорных геологических компаний, специализирующихся на поисках и открытии месторождений полезных ископаемых.
8. Созданная конкурсная система размещения госзаказа вымывает профессионализм, опыт, инновационность, а, главное, интерес к поиску и нацеленность на открытие. Самая творческая и наукоёмкая часть геологических работ, предшествующих и обосновывающих открытие месторождения, превращается в обычное рыночное ремесло, где первой задачей становится – любой ценой получить госзаказ, а второй задачей – найти выход как отчитаться за него. А поисковый результат – положительный он или отрицательный – исполнителя уже не волнует. В итоге успешность поисков и качество выдаваемой информации систематически снижается, а псевдоборьба с коррупцией при распределении госзаказа порождает психологию уловок, обмана и даже вынужденную халтуру.
9. Проектно-сметная документация на выполнение государственных контрактов составляется на основе устаревших норм и расценок 20-ти летней давности. К тому же на основании заключений Счётной палаты директивно снижены нормативы плановых накоплений и накладных расходов, что приводит к вынужденному сокращению объёмов высоко-затратных полевых горно-буровых и геофизических работ и замене их камеральной переработкой старых материалов, лишает геологические предприятия средств на развитие и техническое перевооружение. В большинстве случаев государственное геологическое картирование стало убыточным и выполняется предприятиями только ради сохранения опытных кадров геологов-съёмщиков.
10. Созданный в соответствии с Указом Президента Российской Федерации государственный холдинг ОАО «Росгеология», призванный стать главным производственным звеном государственного сектора геологической отрасли, а по специализации вошедших в его состав предприятий являющийся единственным исполнителем федеральных заказов по ряду направлений региональных работ, не наделён ни дополнительными полномочиями, ни оборотным капиталом, ни налоговыми льготами, ни правом единого поставщика государственных услуг, что практически исключает возможность эффективного выполнения поставленных перед ним и отраслью задач.
11. Сдерживающим фактором развития геологоразведочных работ (ГРР) является лицензионный механизм воспроизводства минерально-сырьевой базы, который ориентирован лишь на текущие потребности добывающих компаний. Он не предусматривает постановки поисковых работ на перспективу, например, с целью подготовки фонда резервных месторождений с отложенными сроками их освоения для градообразующих предприятий, что чрезвычайно важно как для долгосрочного планирования развития таких предприятий, так и для сохранения находящихся при них горняцких городов и посёлков. Не проводятся работы и по формированию федерального фонда резервных участков недр, создание которых предусмотрено законом «О недрах».
12. Востребованность выставляемых на аукционы и конкурсы участков недр за 2005-2011 годы составляет всего 49%, а из общего числа состоявшихся аукционов 85-90% заканчиваются на 1-ом или 2-ом шаге, и только в 10-15% случаев торги действительно состоялись. Зачем же такие формальные аукционы, удлиняющие путь к получению права пользования недрами?
Болевые точки геологии и недропользования можно перечислять и дальше. Самое простое сегодня – по традиции просить у государства больше денег, говоря, что всё остальные проблемы решим сами. Сложнее – предлагать и реализовывать трудовые меры. Бюджетные деньги, конечно, тоже нужны. Но их ведь можно рассматривать, как плату государства за неспособность создать условия для более эффективной работы отрасли.
По моему мнению, решение проблем отечественной геологии и минерально-сырьевой базы возможны путём более решительных и радикальных действий в 3-х направлениях:
Первое - усиление государственного участия;
Второе - повышение экономической мотивации бизнеса;
Третье - повышение ответственности бизнеса.
С целью усиления государственного участия в геологическом изучении недр и воспроизводстве минерально-сырьевой базы предлагается:
- прежде всего разработать и принять федеральный закон «О геологическом изучении недр»; Законом разделить между государством и бизнесом функции геологического изучения недр, а также функции передачи их в хозяйственный оборот, учредить самостоятельный орган исполнительной власти в области геологического изучения недр страны и воспроизводства МСБ России. Это, кстати, будет соответствовать и многолетней мировой практике. Назначение геологии – изучать недра, открывать месторождения и поставлять их в казну государства. А распоряжаться, то есть вводить месторождения в хозяйственный оборот – дело государства,
- в рамках бюджетных средств, предусмотренных Долгосрочной программой существенно, а если точнее, то – кратно увеличить расходы на региональные работы. Они должны проходить отдельной, защищённой от секвестирования строкой бюджета;
- распространить механизм государственно-частного партнёрства на поисковые и разведочные работы по проектам в неосвоенных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Наделить ОАО «Росгеология» полномочиями участия от имени государства в реализации геологоразведочной части таких проектов.
- пересмотреть в кратчайшие сроки устаревшие сметные нормы и расценки на проектирование ГРР по федеральному заказу с целью приведения их к уровню современных цен, восстановить нормативы плановых накоплений и накладных расходов, в частности, хотя бы на уровне нормативов, используемых в строительной отрасли;
- рассмотреть вопрос о целесообразности создания в сервисном секторе геологии института саморегулируемых организаций (СРО);
- освободить геологические предприятия от уплаты НДС по проектам и работам, выполняемым по государственному заказу в сфере регионального геологического изучения недр;
- наделить ОАО «Росгеология» правом безаукционного и безконкурсного выбора участков недр из числа участков недр, невостребованных на конкурсах и аукционах, а также участков и площадей с нелокализованными прогнозными ресурсами для проведения на рисковой основе за счёт собственных и привлечённых средств региональных поисковых и поисково-оценочных работ с последующей возмездной передачей подготовленных участков и открытых месторождений на баланс государства или самостоятельной реализацией в установленном порядке права на их дальнейшее использование;
- закрепить за ОАО «Росгеология» статус основного исполнителя по геолого-технологическому доизучению техногенных месторождений, а также невостребованных месторождений из нераспределённого фонда недр с целью их подготовки и передачи в хозяйственный оборот;
- наделить ОАО «Росгеология» правом единого поставщика государственных услуг по выполнению федеральных заказов на проведение региональных (общегеологических) работ.
С целью повышения мотивации бизнеса в сфере геологического изучения недр и воспроизводства МСБ считаем возможным и необходимым:
- путём внесения изменений и дополнений в действующее законодательство создать рыночную среду для развития первооткрывательства в геологической отрасли. С этой целью:
ввести заявительный (безконкурсный и безаукционный) способ доступа к участкам недр, не содержащим локализованные прогнозные ресурсы, используя принцип «первый заявил – первый получил»;
узаконить прямой оборот прав пользования недрами для компаний-первооткрывателей на этапе поисков и оценки месторождений полезных ископаемых (т.е. рынок геологических открытий);
распространить на геологические предприятия, специализирующиеся на геологических открытиях, статус предприятий малого и среднего бизнеса;
образовать при поддержке и участии государства венчурные фонды для финансирования выполняемых или высоко-рисковых поисковых ГРР.
Предусмотреть следующие меры для добывающих компаний:
- заменить разовые платежи при проведении конкурсов и аукционов на право получения сквозной лицензии бонусом коммерческого открытия (это освобождает недропользователя от необоснованной платы за неподтверждённые в процессе проведённых им ГРР прогнозные ресурсы, декларированные государством);
- ввести порядок возврата НДС по поисковым работам, не подтвердившим наличие промышленных запасов на участках недр, право пользования которыми выиграно на проводимых аукционах или конкурсах;
- закрепить за добывающими (прежде всего градо- и посёлкообразующими) предприятиями право формирования путём поисков и оценки резервных участков недр с отложенными сроками начала их разведки и промышленного освоения;
- либерализовать доступ частных отечественных компаний к участкам недр федерального значения, пересмотрев с этой целью критерии выделения таких участков;
- включить в перечень государственных нужд изъятие, аренду и сервитут земельных участков для проведения геологоразведочных и эксплуатационных работ на месторождениях остродефицитных и стратегических видов полезных ископаемых.
С целью повышения ответственности бизнеса в сфере геологического изучения недр предлагается разработать и ввести экономические меры, понуждающие недропользователей выполнять геологоразведочные работы на поисковой стадии в сроки, установленные лицензией (например, заменить фиксированные платежи за пользование недрами платежами по прогрессирующим ставкам, которые в случае превышения установленных сроков будут многократно превышать обычные ставки).
Отдельный блок предложений касается кадрового и научного обеспечения ГРР.
Геологическая общественность обращает внимание руководства страны и отрасли на критическое состояние отраслевой науки. Необходимо безотлагательно восстановить ряд утерянных направлений, прежде всего в области экономики ГРР и МСБ.
Снизилось качество подготовки кадров. Практически полностью отсутствуют возможности обеспечения молодых специалистов жильём. Государственный сектор геологии далеко не всегда может предоставить студентам рабочие места на производственных практиках.
Около 50% выпускников геологических специальностей вузов не трудоустраиваются по своей специальности.
К сожалению, трудно донести до всеобщего понимания, что хорошими специалистами в геологии становятся в среднем спустя 10 лет после получения диплома, а их зарплата на уровне средней по региону далеко не компенсирует условия жизни и работы в экстремальных полевых условиях.
В заключение, уважаемые коллеги, несколько слов о стратегических приоритетах в нашей геологической деятельности.
Во многих случаях геологические открытия определяют долгосрочную перспективу развития крупнейших макрорегионов и отдельных субъектов РФ, создают мотивацию для закрепления и роста населения в отдалённых и необустроенных территориях, снижают его отрицательную миграцию. По данным наших исследований корректируются схемы и программы развития производительных сил, выстраивается долгосрочная политика на мировых сырьевых рынках, а также позиция в государстве отдалённых приграничных регионов. Поэтому перед геологией в части создания сырьевой базы всегда стояли как минимум три задачи:
Первая - воспроизводство МСБ в освоенных регионах с целью продления жизни действующих предприятий и добывающих комплексов.
Вторая - создание резерва МСБ для перемещения производств в новые регионы по мере истощения старых.
Третья - решение геополитических задач в окраинных регионах, где хотя «бобра и не убьёшь», но необходимо создавать активное хозяйственное присутствие и иметь сырьевую базу как минимум для жизнеобеспечения проживающего там населения (прежде всего по энергоресурсам и питьевым водам).
Сегодня в России такими регионами являются Калининградская область, Кавказ и Дальний Восток, особенно Чукотка, Камчатка, Сахалин и Курилы. Чтобы не испытывать страну на разрыв, эти регионы требуют корректировки общепринятых критериев отбора предложений по постановке за счёт госбюджета региональных и поисковых работ. Здесь одна тонна прироста, например, той же нефти, важнее 100, а то и 1000 тонн прироста в Западной Сибири или Поволжье. Такими принципами руководствовались органы власти страны и отрасли уже более 300 лет, независимо от политического устройства и экономического состояния государства. Наше пожелание новому руководству Министерства и Агентства – не отступать от этих принципов.
Уважаемые делегаты и гости съезда!
Нам, участникам и организаторам всероссийских съездов геологов, неоднократно приходилось слышать упрёки о недостаточной реализуемости рекомендаций предыдущих V и VI съездов. Это действительно так.
Но давайте будем объективны в оценке деятельности руководства отрасли за прошедшие 4 года. Сделано немало. Главные вехи этого периода:
- принятие Стратегии развития отрасли на период до 2030 года,
- отмена приватизации геологических предприятий,
- создание крупной по современным меркам государственной структуры в лице ОАО «Росгеология»,
- внесение ряда конструктивных изменений в законодательство,
- а, главное, – сохранение практически всего государственного сектора геологии и набранных темпов воспроизводства запасов важнейших полезных ископаемых в период экономического кризиса.
Ситуация в отрасли стабилизирована. Но, как уже было отмечено в начале моего выступления, она нуждается в подпитке новыми действиями в духе модернизации и инновационного развития. Вот это и предстоит обсудить в ходе съезда. В моём представлении мы должны действовать в трёх названных выше направлениях:
- расширение государственного участия в геологическом изучении недр и воспроизводстве минерально-сырьевой базы, но не только путём увеличения объёмов бюджетного финансирования, а с применением различных форм и способов, максимально используя возможности ОАО «Росгеология»;
- повышение мотивации и расширение сферы бизнеса в геологическом изучении недр;
- повышение экономической ответственности бизнеса по взятым в процессе лицензирования обязательствам.
Уважаемые коллеги!
Каждый этап жизни отечественной геологии приносит новые проблемы и сохраняет, как чёрные метки, проблемы не решённые. Мы знаем, что руководство страны, министерства и отрасли в курсе основных наших проблем. Правда острота этих проблем притупляется по мере передачи их снизу вверх по органам власти. Поэтому и нужны такие массовые и представительные сборы в формате всероссийских съездов, хотя бы один раз в 4 года, чтобы нас услышали. Надеюсь, что на сей раз мы будем услышаны.
Желаю Вам успехов в обсуждении задач и проблем отечественной геологии и конструктивных решений.
Спасибо за внимание.
Выступление на VII Всероссийском съезде геологов, 24.10.2012, Москва, Кремлёвский дворец съездов
Exercitation ullamco laboris nis aliquip sed conseqrure dolorn repreh deris ptate velit ecepteur duis.