Exercitation ullamco laboris nis aliquip sed conseqrure dolorn repreh deris ptate velit ecepteur duis.
РЕШЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОГО ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ПО ВОПРОСУ \"О СОХРАНЕНИИ И ОРГАНИЗАЦИОННОМ ФОРМИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ\"
Члены Президиума Российского геологического общества с участием представителей ряда научных и производственных геологических организаций г. Москвы и членов региональных отделений РОСГЕО рассмотрели обращение коллектива ФГУП \"Всероссийский научно-исследовательский геологический институт им. А.П. Карпинского\" (ВСЕГЕИ), находящегося в ведении Роснедра, о несогласии с решением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 31.05.2014 г. о присоединении ВСЕГЕИ к ФГБУ \"Национальный минерально-сырьевой университет \"Горный\" (г. Санкт-Петербург).
Присоединяясь к позиции коллектива института, поддержанной многими геологическими организациями страны, участники заседания отмечают следующее.
Решение о выводе из отраслевого введения головной организации, возглавляющей все виды государственного геологического картирования России, - далеко не первый случай растаскивания, последующего перепрофилирования, ликвидации или приватизации остатков государственных геологических предприятий, в том числе и тех, которые специально были сохранены в государственной собственности для формирования на их основе государственной геологической службы страны. Подобные национальные геологические службы созданы и многие годы действуют во всех развитых сырьевых странах мира. Мировой практикой установлена сфера их деятельности по общему геологическому (предпоисковому) изучению недр и информационному обеспечению нужд государства. Практикой определена даже численность таких служб, исходя из размера территории и континентального шельфа страны (не более 1000 кв.км. на одного специалиста). Учреждение такой службы в России предполагалось после становления рыночных отношений в недропользовании и полного возложения на бизнес обязанностей по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Для этого Указом Президента Российской Федерации от 16 мая 1994 года N942 (действующего и по настоящее время) был утвержден перечень из 76 геологических организаций, запрещенных к приватизации. К 2014 году из них в качестве юридических лиц различной организационно - правовой формы (ФГУП, ФГБУ, ОАО) сохранилось 39 организаций. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 июля 2011г. № 957 девятнадцать организаций вошли в состав ОАО \"Росгеология\", а остальные (в том числе и ВСЕГЕИ) включены в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2013 года N1111.
Таким образом, в случае реализации данного распоряжения весь потенциал для создания государственной геологической службы будет представлен лишь тремя бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Роснедр (Росгеолфонд, Росгеолэкспертиза, Государственная комиссия по запасам), а также управленческим персоналом одного департамента Минприроды, центральным аппаратом и территориальными органами Роснедра и частично Росприроднадзора с весьма ограниченной численностью. К тому же надо иметь ввиду, что не менее 70% задач, решаемых названными органами управления, связаны не с геологическим изучением недр, а с их использованием в целях добычи полезных ископаемых.
Первый этап приватизации - акционирование. Но даже при сохранении 100 процентов активов в собственности государства, происходит радикальная смена главной целевой функции предприятия (\"прибыль\" вместо \"служения\"). Не исключается, спустя некоторое время, и смена собственника. За 20-летний период по такой или близкой схеме в частный сектор трансформировано более 90% мощностей геологической отрасли. Из них сохранилось и работает в отрасли менее 20%.
В ситуации, когда государство поэтапно и последовательно освобождается от своих активов в сфере геологии, предложения о передаче некоторых предприятий в ведение более устойчивых государственных структур можно рассматривать как стремление защитить их от приватизации и от потери для геологии и для страны в целом.
Это касается не только ВСЕГЕИ. Например Минэнерго России и ОАО \"Роснефтегаз\" уже ряд лет возражают против включения 14 геофизических предприятий в ОАО \"Росгеология\", полагая, что они будут более устойчивы и сохранены, войдя с состав Роснефтегаза.
Неопределенность государства в отношении геологии - как важнейшего звена современной и будущей экономики России, вызвана отсутствием прямых законодательных актов о геологическом изучении недр, о воспроизводстве минерально-сырьевой базы, о национальной геологической службе. Законодательно не закреплены цели и задачи государства в данных сферах управления, четко не разграничены функции и зоны ответственности государства и бизнеса. В итоге размыты представления о необходимых объемах и видах работ и услуг государственного сектора отрасли, о назначении, специфике, структуре государственного сектора и организационно-правовой форме представляющих его организаций.
Действующий закон \"О недрах\" - это фактически закон о распределении участков недр среди добывающих компаний, управлении государственным фондом недр. В нем лишь фрагментарно присутствуют некоторые нормы геологического характера, и практически отсутствуют принципы и положения по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Организация геологического изучения недр данным законом возложена не на самостоятельный геологический федеральный орган, а на федеральный орган управления государственным фондом недр. В итоге слово \"геология\" отсутствует и в названии федерального агентства по недропользованию, поскольку тем же законом деятельность по получению информации о строении и составе недр, содержании в них полезных ископаемых по геологическому картографированию, геологическому прогнозированию, по изучению и предупреждению опасных геологических процессов и т.д., квалифицирована как вид пользования недрами.
На примере России можно говорить о беспрецендентном случае в Мировой практике, когда страна, обладающая 1/7 частью суши, 1/5 частью континентального шельфа, 1/5 частью мирового минерально-сырьевого потенциала и практически живущая за счет ресурсов, выявленных путем геологического изучения недр, фактически не имеет организационно единой национальной геологической службы во главе с соответствующим органом управления.
В современных условиях в области геологического изучения недр перед государством стоят две главные задачи: первая задача - сбалансированное текущее и перспективное воспроизводство минерально-сырьевой базы; вторая задача - продолжение общегеологического (так называемого регионального или площадного) изучения всей территории суши и континентального шельфа с целью подготовки геологических основ и информации многоотраслевого назначения, но прежде всего для организации поисков новых месторождений.
Первая задача должна решаться и решается в основном бизнесом; роль государства состоит в создании приемлемых для рынка нормативно-правовых условий и выполнении координирующих функций.
Решение этой задачи за последние 20 лет наиболее запущено и находится ниже критического уровня. Как следствие, к настоящему времени резко истощен поисковый задел, соответственно и крайне мало открытий. Приросты запасов обеспечиваются в основном за счет ранее выявленных месторождений.
По мнению Президиума Исполкома Российского геологического общества руководству страны необходимо продолжить начатые в 2011 году действия по консолидации сохранившихся в государственной собственности производственных и научных геологических организаций.
Исходя из задач государственного геологического изучения территории и континентального шельфа России, дна Мирового океана, Арктики и Антарктики, мониторинга состояния и тенденций развития МСБ Мира, управления воспроизводством отечественной МСБ, государственная геологическая служба должна состоять из трех блоков:
управленченского (федеральный орган управления и его территориальные органы);
научно-аналитического (около 10 федеральных государственных бюджетных организаций - действующих и и новых, созданных путем преобразования ряда НИИ, находящихся в ведении Роснедр и специализированных по главным направлениям: государственное геологическое картографирование, морская и арктическая геология, геология нефти и газа, геология благородных металлов и алмазов, геология редких и редкоземельных элементов, геология урана и рудных полезных ископаемых и др.);
научно-производственного блока (ОАО \"Росгеология\", докапитализированное путем включения в нее активов всех остальных геологических организаций, находящихся в государственной собственности и не вошедших во второй блок).
Участники заседания Президиума Российского геологического общества просят Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации:
Президент Российского геологического общества В.П. Орлов
Exercitation ullamco laboris nis aliquip sed conseqrure dolorn repreh deris ptate velit ecepteur duis.